Главная страница » Обучение » Методологические рекомендации по разработке НИП

Методологические рекомендации по разработке НИП

Концептуальные подходы разработки Национального инфраструктурного плана Республики Беларусь на 2015 – 2025 г.г.

I. Общие положения.

1. Национальный инфраструктурный план (далее - НИП) является документом долгосрочного планирования (10 лет), принимаемым (разрабатываемым) с учетом Национальной стратегии устойчивого развития (далее – НСУР), в основе которого лежат приоритеты и потребности государства по развитию объектов производственной и социальной инфраструктуры, анализ затрат и выгод при выборе оптимальной модели финансирования инфраструктурных проектов, необходимого объема инвестиций.

2. Разработка НИП проводится на основании следующих подходов:

  • оценка потребностей страны в инфраструктурных объектах в увязке с НСУР, а также государственными, республиканскими, отраслевыми, региональными программами;
  • оценка затрат и выгод, распределения рисков для принятия эффективных решений при выборе варианта инвестиций для реализации проектов по развитию инфраструктурных объектов (государственные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, привлечение частного партнера на основе государственно- частного партнерства и иные);
  • оценка экологических последствий и возможного воздействия любых мер по развитию инфраструктурных объектов на окружающую среду.

3. Целью разработки НИП является определение приоритетности реализации инфраструктурных проектов для обеспечения их оптимального соответствия государственным потребностям при рациональном использовании государственных средств с предоставлением экономических, социальных и экологических выгод обществу, ускорением фискальной консолидации и существенным сокращением бюджетных расходов.

4. Основными задачами НИП являются:

  • определение потребности Республики Беларусь в инфраструктуре на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
  • определение возможных источников финансирования инфраструктуры и общей суммы дефицита бюджетных средств на развитие инфраструктуры в целом и по отдельным секторам экономики в частности;
  • определение списка приоритетных инфраструктурных проектов, а также проектов, реализация которых возможна на принципах государственно – частного партнерства;
  • демонстрация основных направлений и приоритетов инфраструктурного развития Республики Беларусь

5. В рамках НИП предлагается выделить объекты инфраструктуры по типам в зависимости от их принадлежности - объекты производственной и социальной инфраструктуры.

Для целей НИП к объектам производственной инфраструктуры

относятся следующие объекты, которые обслуживают ведущие отрасли производства и обеспечивают движение материальных средств, рабочей силы, финансов и производственной информации:

  • энергетическая инфраструктура (энергоснабжение, газоснабжение);
  • транспорт (авиа, ж/д, авто);
  • связь и телекоммуникации.

К объектам социальной инфраструктуры относятся следующие объекты, обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов, производительность труда, увеличение трудоспособного возраста, формирование подрастающего поколения:

  • инфраструктура жилищно – коммунального хозяйства
    (водоснабжение и водоотведение, обращение с отходами, дорожно
  • мостовое хозяйство, благоустройство, наружное освещение, местные виды топлива);
  • образование;
  • здравоохранение;
  • спорт;
  • культура и туризм.

Кроме того, в качестве самостоятельных видов инфраструктуры в рамках НИП выделяются научная и военная инфраструктура, прочие здания и сооружения. Инфраструктура жилищно – коммунального хозяйства может относиться как к социальной, так и к производственной.

По своей принадлежности все объекты инфраструктуры, составляющие список проектов НИП, относятся к объектам инфраструктуры регионального и национального значения.

6. НИП разрабатывается сроком на 10 лет и ежегодно актуализируется.

7. Министерство экономики Республики Беларусь координирует работу государственного научного учреждения ”Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь“ в лице Центра государственно – частного партнерства (далее – Центр ГЧП) по разработке проекта НИП, согласовывает его и вносит на рассмотрение и утверждение в Межведомственный инфраструктурный координационный совет (далее - МИКС) в порядке, определенном Регламентом МИКС.

8. Список проектов НИП формируется в белорусских рублях и долларах США с указанием установленного обменного курса Национального банка Республики Беларусь на момент его формирования.

II. Порядок разработки НИП на предстоящий период 2015-2025 г.г.

9. Предлагается следующий порядок разработки НИП:

Этап I: НИЭИ Минэкономики по согласованию с органами государственного управления разрабатывается НСУР на 15 лет, которая определяет основные долгосрочные приоритеты социально – экономического развития Республики Беларусь, в том числе стратегию инфраструктурного развития. НСУР утверждается постановлением Президиума Совета Министров Республики Беларусь. Этап выполнен.

Этап II: На основании утвержденной НСУР на 15 лет НИЭИ Минэкономики по согласованию с органами государственного управления разрабатывается программа социально – экономического развития Республики Беларусь (далее - СЭР) на 5 лет с уточнением ее среднесрочных приоритетов. Программа СЭР утверждается Указом Президента Республики Беларусь.

Этап III: На основании программы СЭР органами государственного управления формируются программы развития отдельных секторов экономики с разными сроками реализации от 1 года до 5 лет (далее - Программы):

  • государственные программы (с бюджетным и льготным кредитованием);
  • республиканские программы (межотраслевые программы без бюджетной поддержки);
  • отраслевые программы;
  • региональные программы.

Требования, предъявляемые при формировании Программ к органам государственного управления:

  1. Помимо стратегической и описательной части для формирования Программы органами государственного управления разрабатываются проектные предложения.
  2. При разработке проектных предложений в обязательном порядке должен быть определен тип проекта: инфраструктурный либо иной.

Предлагаются следующие основные критерии для идентификации и включения проектных предложений в список инфраструктурных:

  • необходимость строительства либо реконструкции в рамках проекта объекта социальной либо производственной инфраструктуры (либо научной, военной, прочих зданий и сооружений);
  • наличие в стоимостной части проекта затрат на строительство/реконструкцию (CAPEX) объекта инфраструктуры и/или его обслуживание (OPEX);
  • наличие сроков строительства;
  • наличие цели проекта, которая предусматривает развитие инфраструктуры сектора.

Этап IV: после проведения идентификации составляется список инфраструктурных проектов, который органами государственного управления направляется в Министерство экономики Республики Беларусь (Центр ГЧП НИЭИ Минэкономики) для формирования общего списка всех инфраструктурных проектов в рамках НИП (далее – Общий список проектов НИП). Проекты, заявляемые в Программы, должны быть ранжированы по сроку их реализации - до 5 лет и более 5 лет. При заявлении инфраструктурных проектов обязательным является указание сроков их реализации. При направлении своих проектных предложений для формирования Общего списка проектов НИП органы государственного управления должны в обязательном порядке указать:

  • наименование организации, заявившей проект;
  • вид и тип объекта инфраструктуры;
  • наименование проекта;
  • цель проекта;
  • место реализации проекта;
  • предполагаемую стоимость проекта;
  • период реализации;
  • наименование программы, в которую заявляется проект, с указанием возможных источников финансирования.

Этап V: все поступившие в Министерство экономики (Центр ГЧП НИЭИ Минэкономики) списки проектов классифицируются по типам инфраструктуры и по принадлежности к Программам в Общем списке проектов НИП в соответствие с указанными данными.

Этап VI: после формирования Общего списка проектов НИП из всех поступивших списков инфраструктурных проектов и проведения их классификации, данный список выносится на рассмотрение МИКС.

Решением МИКС:

  • выбираются приоритетные и менее приоритетные проекты;
  • определяются проекты, которые будут финансироваться из бюджета;
  • определяются иные источники финансирования инфраструктурных проектов.

Этап VII: После заседания МИКС на основании принятых решений Министерством экономики (Центр ГЧП НИЭИ Минэкономики) уточняется список проектов НИП, источники их финансирования, определяется размер бюджетного дефицита, а также возможный список проектов для реализации на принципах государственно – частного партнерства. Сведения направляются в соответствующие органы государственного управления для учета при формировании Программ.

Этап VIII: Происходит утверждение Программ.

10. С целью соблюдения сроков утверждения Программ запрос в органы государственного управления на подачу проектных предложений в Программы и НИП (актуализацию информации) направляется в апреле, утверждение Программ и НИП происходит в ноябре.